Историзм и увлечение древнерусским искусством
Начиная с 1840 года художники всё чаще обращаются к народной культуре в поисках национального стиля. Одним из первых обратился к корням русской культуры, средневековью и византийскому стилю человек-эпоха (проживший всё XIX столетие), Федор Солнцев – реставратор, художник, археолог. Он заложил основы русско-византийского искусства: любовь к золоту и роспись эмалями, имитирующая драгоценные камни, свойственны его работам.
Архитектор Виктор Гартман в своей работе обращается к подлинным предметам народной культуры и использует яркий геометрический орнамент, создавая иллюзию народной резьбы по дереву и крестьянских вышивок. Большую популярность среди высшего дворянства завоевали работы архитектора и аквалериста Ипполита Монигетти. Например, набор для напитков из тёмно-зеленого хрусталя по его эскизу. Монигетти с одинаковым увлечением проектирует здания, интерьеры, предметы быта.
Мода на предметы и мебель в русском стиле
Во второй половине XIX века становится модным приобретать предметы и мебель в русском стиле. «В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе», – пишет А.П. Чехов в рассказе «Попрыгунья». Самый известный предмет мебели в русском стиле – кресло «Тише едешь – дальше будешь», выполненное по эскизам петербуржского мебельщика, мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Спинка его в форме дуги конской упряжи; подлокотники – в форме топоров; на сиденье «лежат» резные рукавицы. Впервые представленное на Всемирной Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге, отмеченное бронзовой медалью, оно становится необыкновенно популярным. Шутовские кресла стояли в кабинете Александра III, украшало дачу А.П.Чехова в Ялте и до сих пор их можно увидеть во многих краеведческих и художественных музеях.
Кустарный музей и его попечитель Сергей Морозов
В начале XX века коллекция подлинников народного искусства мецената и основателя Кустарного музея Сергея Морозова считалась самой большой и значительной. Благодаря этому музею сохраняются национальные традиции, а на мировом художественном рынке появляется мода на русский стиль. Творческую группу художников музея возглавляет знаток народного искусства Николай Бартрам, создавший позже Музей игрушки. К сотрудничеству с музеем Морозов также привлекает самых знаковых художников: Сергея Малютина, Наталью Давыдову, братьев Васнецовых, Врубеля, Головина, Поленова. По их эскизам мастера создавали высокохудожественные образцы кустарных изделий. На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже бронзовую медаль получила впервые показанная широкой публике матрешка художника Сергея Малютина и токаря-умельца Василия Звездочкина. Александр Головин был награжден серебряной медалью за комплекс керамических работ, а Михаил Врубель получает золото за знаменитый майоликовый декор камина на тему русских былин «Встреча Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича».
Русский стиль – одно из самых ярких явлений отечественного искусства XIX – начала XX века.
https://damuseum.ru/exhibitions/russkiy-stil-ot-istorizma-k-modernu-/
Ваза декоративная. г. Москва. Фирма П.А.Овчинникова.
Конец XIX-начало XX вв. Сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро, канфарение, золочение, литье, эмаль по скани.
Набор для напитков в русско-византийском «стиле»
(Блюдо, графин, стопки). 1870 г. ИСЗ, по рис. И. Монигетти.
Камин (керамическая облицовка) «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», составленная из майоликовых изразцов,
Автор модели: М.А. Врубель. Россия. Абрамцевская гончарная мастерская, конец XIX-начало XX вв. Майолика, глазури цветные, рельеф.
Братина «Петух». Автор эскиза: А.Я. Головин. Художественная гончарная мастерская «Абрамцево», конец 1890-х гг. Майолика, рельеф, глазурь цветная, обжиг восстановительный, позолота.
Ковш-ендова.Автор эскиза: М.К. Тенишева. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские,1900 г. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение.
Братина и ковш в «псевдорусском стиле». Дятьковский завод, 1890-е гг. По эскизу Е. БЕМ.
Кувшин с орнаментом в «псевдорусском стиле». Императорский стекольный завод, 1870 г. По эскизу В. Гартмана.
Н.А. Андреев. Скульптура «Тульская крестьянка». Москва. Керамическая мастерская Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. 1910-е. Майолика, цветные глазури.
А.Я.Головин. Зеркало. - Блюдо «Жар-птица». Абрамцевская гончарная мастерская. Начало ХХ в. Дерево, майоликовые вставки, металл. - Шкаф. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Сергиев Посад. Начало ХХ в. Дерево, металл.