>"/>
ГЛАВНАЯ >> Новости и статьи
25.11.2024 10:39:37

Экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Ученики Троицкой ДХШ 24 ноября 2024 г. посетили экскурсию "Русский стиль. От историзма к модерну". Ребята отправились на 200 лет назад, к истокам национального искусства, прошли эпоху историзма, неорусского стиля, охватившего все сферы художественной и частной жизни России, и модерна. >>

Историзм и увлечение древнерусским искусством

Начиная с 1840 года художники всё чаще обращаются к народной культуре в поисках национального стиля. Одним из первых обратился к корням русской культуры, средневековью и византийскому стилю человек-эпоха (проживший всё XIX столетие), Федор Солнцев – реставратор, художник, археолог. Он заложил основы русско-византийского искусства: любовь к золоту и роспись эмалями, имитирующая драгоценные камни, свойственны его работам.

Архитектор Виктор Гартман в своей работе обращается к подлинным предметам народной культуры и использует яркий геометрический орнамент, создавая иллюзию народной резьбы по дереву и крестьянских вышивок. Большую популярность среди высшего дворянства завоевали работы архитектора и аквалериста Ипполита Монигетти. Например, набор для напитков из тёмно-зеленого хрусталя по его эскизу. Монигетти с одинаковым увлечением проектирует здания, интерьеры, предметы быта.

Мода на предметы и мебель в русском стиле

Во второй половине XIX века становится модным приобретать предметы и мебель в русском стиле. «В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе», – пишет А.П. Чехов в рассказе «Попрыгунья». Самый известный предмет мебели в русском стиле – кресло «Тише едешь – дальше будешь», выполненное по эскизам петербуржского мебельщика, мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Спинка его в форме дуги конской упряжи; подлокотники – в форме топоров; на сиденье «лежат» резные рукавицы. Впервые представленное на Всемирной Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге, отмеченное бронзовой медалью, оно становится необыкновенно популярным. Шутовские кресла стояли в кабинете Александра III, украшало дачу А.П.Чехова в Ялте и до сих пор их можно увидеть во многих краеведческих и художественных музеях.     

Кустарный музей и его попечитель Сергей Морозов

В начале XX века коллекция подлинников народного искусства мецената и основателя Кустарного музея Сергея Морозова считалась самой большой и значительной. Благодаря этому музею сохраняются национальные традиции, а на мировом художественном рынке появляется мода на русский стиль. Творческую группу художников музея возглавляет знаток народного искусства Николай Бартрам, создавший позже Музей игрушки. К сотрудничеству с музеем Морозов также привлекает самых знаковых художников: Сергея Малютина, Наталью Давыдову, братьев Васнецовых, Врубеля, Головина, Поленова. По их эскизам мастера создавали высокохудожественные образцы кустарных изделий. На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже бронзовую медаль получила впервые показанная широкой публике матрешка художника Сергея Малютина и токаря-умельца Василия Звездочкина. Александр Головин был награжден серебряной медалью за комплекс керамических работ, а Михаил Врубель получает золото за знаменитый майоликовый декор камина на тему русских былин «Встреча Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича».

Русский стиль – одно из самых ярких явлений отечественного искусства XIX – начала XX века.

https://damuseum.ru/exhibitions/russkiy-stil-ot-istorizma-k-modernu-/

 Ваза декоративная. г. Москва. Фирма П.А.Овчинникова. 
Конец XIX-начало XX вв. Сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро, канфарение, золочение, литье, эмаль по скани.

 Набор для напитков в русско-византийском «стиле» 
(Блюдо, графин, стопки). 1870 г. ИСЗ, по рис. И. Монигетти.

 Камин (керамическая облицовка) «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», составленная из майоликовых изразцов,
Автор модели: М.А. Врубель. Россия. Абрамцевская гончарная мастерская, конец XIX-начало XX вв. Майолика, глазури цветные, рельеф.

 Братина «Петух». Автор эскиза: А.Я. Головин.  Художественная гончарная мастерская «Абрамцево», конец 1890-х  гг. Майолика, рельеф, глазурь цветная, обжиг восстановительный, позолота.

 Ковш-ендова.Автор эскиза: М.К. Тенишева. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские,1900 г. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение.

 Братина и ковш в «псевдорусском стиле» с зооморфными мотивами и надписью «Чару пить здраву быть». По эскизам Е.М. Бём. Дятьковский хрустальный завод Мальцевых. До 1893. Стекло трехслойное.Братина и ковш в «псевдорусском стиле». Дятьковский завод, 1890-е гг. По эскизу Е. БЕМ.

 Кувшин с орнаментом в «псевдорусском стиле». Императорский стекольный завод, 1870 г. По эскизу В. Гартмана.

Н.А. Андреев. Скульптура «Тульская крестьянка». Москва. Керамическая мастерская Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. 1910-е. Майолика, цветные глазури. Н.А. Андреев. Скульптура «Тульская крестьянка». Москва. Керамическая мастерская Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. 1910-е. Майолика, цветные глазури.

А.Я.Головин. Зеркало. - Блюдо «Жар-птица». Абрамцевская гончарная мастерская. Начало ХХ в. Дерево, майоликовые вставки, металл. - Шкаф. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Сергиев Посад. Начало ХХ в. Дерево, металл. А.Я.Головин. Зеркало. - Блюдо «Жар-птица». Абрамцевская гончарная мастерская. Начало ХХ в. Дерево, майоликовые вставки, металл. - Шкаф. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Сергиев Посад. Начало ХХ в. Дерево, металл.

 






Данный сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
 
Схема проезда
Панель управления