В Парадных сенях нас встретил петрушечник (человек, который дает представления с Петрушкой).
Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.
В.М. Васнецов "Каменный век", 1884 г.
Зал Каменного века" посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века около деревни Волосово.
Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником В.М. Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьба Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе художник В.А. Серов). Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.
1. 2.
1. Идол, Костромская обл. С. Туровское, III-II тыс. до н.э., Длина: 16,4 см; ширина: 4,4 см
2. Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV — III тыс. до н.э. Сосна
Этот идол воплощал образ божества, которому поклонялись местные жители в IV — III тыс. до н. э. У идола острый нос, едва намеченные глаза и рот. Ноги присогнуты в ритуальном танце. Руки же мастер не стал вырезать — может быть, для большей лаконичности образа, а может быть, из мистических соображений, ведь в представлении наших предков руки божества могли утянуть человека в иной мир. Такие идолы предположительно представляли собой божества, которые покровительствовали охотникам или являлись хранителями болот.
Музыканты и скоморохи. Копия фрески Софийского собор в Киеве, XI век
Скоморохи - участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев иногда глумливого содержания, обычно ряженые (маски).
Зал "Формирование Древнерусского государства (IX - XII вв.)"
Маска, г.Новгород, культурный слой города Неревский раскоп, X-XV вв. Размер 14,7х12,6: см
Для украшения Новгородского зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.
Сопровождающие Семенова М.А., Шилимова Л.А.