Государственный исторический музей (ГИМ) известен не только своим расположением - ведь он находится в самом сердце столицы, на Красной площади, но и уникальным музейным фондом. Здесь хранится более пяти миллионов экспонатов, иллюстрирующих все исторические вехи, начиная с древних времен, а само здание внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ученики Троицкой ДХШ посетили экскурсию «Культура Древней Руси». Своими корнями русская культура уходит в далекие времена язычества. Язычники – верили в существование многих богов, которые олицетворяли силы природы. В X-XI веке на Руси происходят качественные изменения в развитии культуры. Принятие христианства в 988 году придало мощный импульс этому процессу. Культура города, формировавшаяся в это время, впитала в себя как новые идеи, так и старые, еще языческие традиции и верования. Из Византии на Русь пришли многочисленные техники ювелирного мастерства, которые были освоены и переработаны местными мастерами. После принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Выдающиеся памятники древнерусской архитектуры соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире стали символами эпохи. Началось широкое распространение письменности. Ребята увидели редкие рукописные книги и письма на бересте, а также клады, драгоценные украшения княжеской и боярской знати, предметы вооружения, многое другое. Великолепное архитектурно-живописное убранство залов музея передаёт неповторимый облик разных эпох, помогая окунуться в атмосферу времени.
Перед посещением музея ребята прошлись по Красной площади, познакомились с Собором Василия Блаженного, Казанским собором, увидели ГУМ, а после экскурсии купили сувениры и довольные поехали домой.
Сопровождающие: Радченко И.А., Семенова М.А.
Каждый зал Государственного исторического музея — маленький архитектурный шедевр и исторический экспонат.
Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени.
Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV — III тыс. до н.э. Сосна
Этот идол воплощал образ божества, которому поклонялись местные жители в IV — III тыс. до н. э. У идола острый нос, едва намеченные глаза и рот. Ноги присогнуты в ритуальном танце. Руки же мастер не стал вырезать — может быть, для большей лаконичности образа, а может быть, из мистических соображений, ведь в представлении наших предков руки божества могли утянуть человека в иной мир. Такие идолы предположительно представляли собой божества, которые покровительствовали охотникам или являлись хранителями болот.
Экскурсовод Татьяна Владимировна обратила неше внимание на сосуд в виде фигуры лосихи и ковшик в форме утки. И лося, и утку многие древние племена почитали в качестве священных существ. Лось был одним из олицетворений солнца, его рога уподоблялись солнечным лучам, а смена дня и ночи в одном из мифов объяснялась тем, что небесный охотник гонится за лосем: когда лось скрывается под землю, наступает ночь, а когда бежит по небу, то восходит солнце. Народы Сибири почитали и Лосиху-мать, жившую у корней Мирового древа. Когда на земле рождался человек, она рождала его душу. Мастер, изготовивший сосуд в виде фигуры лосихи, несомненно обладал художественным талантом — плавные линии древесных волокон подчёркивают округлые женственные формы. И хотя голова лосихи не сохранилась, сразу видно, что перед нами именно это млекопитающее.
Утка же, как и все водоплавающие птицы, служила посредницей между тремя мирами — небесным, поскольку она летает по воздуху, земным, поскольку ходит по земле, и подземным, поскольку плавает по воде (а водоёмы, к слову, считались проходами в подземное царство). Ковш-утица отличается устойчивой формой. Подобные ковши были распространены в средневековой Руси, а в наше время к ним зачастую обращаются мастера народной деревянной резьбы. Ковш из Горбуновского клада, вероятно, представляет собой древнейший образец.
Своё название Горбуновский клад получил по Горбуновскому торфянику неподалеку от Нижнего Тагила, где в начале XX в. велись торфяные разработки. В настоящее время Горбуновский клад знаменит на весь мир как уникальный памятник эпох палеолита и бронзы Урала. Вещи из него хранятся не только в ГИМе, но и в других музеях России.
«Похороны знатного руса в Булгаре» — картина русского и польского художника Генриха Семирадского, написанная в 1883 году. В 1882 году Генрих Семирадский получил заказ для Исторического музея в Москве на две картины — «Похороны знатного руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом». Полотна предназначались для зала X века и должны были наглядно показывать жестокость нравов до принятия на Руси христианства.
Новгородский зал (№ 9)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись, создавая зал: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение»
Берестяная грамота мальчика Онфима. Новгород, 1240-1260 гг.
Берестяные грамоты - документы и частные послания XI-XV веков, текст которых наносился на березовую кору. В Великом Новгороде грамотными были не только ученые мужи, но и почти все жители города. Это стало известно, когда в июле 1951 г. в ходе археологической экспедиции в Новгороде нашли берестяную грамоту, которая содержала перечень некоторых повинностей в пользу некоего Фомы. В честь этой находки в Новгороде ежегодно 26 июля отмечается праздник - "День берестяной грамоты". Позже были найдено множество берестяных грамот. Текст на грамотах выводили примитивным методом - выцарапывали остро заточенным костяным или металлическим штифтом (писалом). Бересту предварительно обрабатывали, чтобы текст выходил четким. Текст помещался на бересте в строку, в большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях) без разделения на слова.
Владимирский зал (№ 10)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир)
Колт, XII в., золото, тиснение, перегородчатая эмаль, пайка.
Колт - древнерусское женское украшение XI-XIII веков, полая серебряная или золотая украшенная подвеска, прикреплявшаяся к головному убору.
Перегородчатая эмаль - техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают.
Колт, XII в., размер 7х7,5 см, серебро, зернь.
Зернью назывались ювелирные изделия, выполненные из мельчайших серебряных или золотых «зерен», наложенных и припаянных на пластины в виде красивого узора. Некоторые украшения состояли 5000 зерен-шариков.
Прообразом серег послужили характерные для Руси подвешивавшиеся к головному убору полые золотые или серебряные «колты» и «височные кольца», вплетавшиеся в прическу у висков. Но сначала они были оберегами, которые крепились к платку или другому головному убору и закрывали уши.
Суздальский зал (№ 11)
Какое время: XII–XIII века
Чем вдохновлялись, сздавая зал: Георгиевский собор (Юрьев-Польский), Успенский собор (Владимир)
Мстиславово Евангелие, созданное не позднее 1117 г. в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава. Рукопись является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракоса (то есть Евангелия, разделённого в соответствии с богослужебными чтениями). Написана на пергаменте. Пергамент - материал для письма из кожи животных.
Евангелист Иоанн