Юбилею Александра Сергеевича Пушкина посвящено сочинение композитора Степана Михайловича Соснина «Пушкинская тетрадь» – вокальный цикл на стихи Константина Добрынина, премьера которого состоялась 25 июня. Произведение, созданное в конце XX века, впервые прозвучало в концертном зале, в присутствии автора. Степан Михайлович доверил его исполнение выпускницам Троицкой ДШИ – Есении Филипповой – меццо-сопрано (класс преподавателя Т.А. Барсуковой) и Александре Горюшиной – фортепиано (класс преподавателя Н.Е. Хомутинниковой). Биографические сведения о поэте прочитала Дина Бикматова (руководитель театральной студии «Подмостки» «Центра «МоСТ»). Творческий вдохновитель мероприятия — Ольга Викторовна Сопкина (преподаватель Троицкой ДШИ).
Преподаватели и учащиеся Троицкой ДХШ приняли участие в творческой встрече с Степаном Михайловичем Сосниным.
Из «Пушкинской тетради»
«Дуэль у Чёрной речки, овраг, заснеженный лесок. Стоят бе- рёзы, словно свечки, и след саней наискосок...» В Доме учёных 26 июня премьера – вокальный цикл композитора Степана Со- снина «Пушкинская тетрадь». Шесть романсов на стихи поэтафронтовика Константина Добрынина. Исполняется впервые.
Детский композитор Степан Михайлович Соснин – давний друг нашего города, часто бывает здесь на концертах по приглашению руководителя хора «Нотки» Троицкой ДШИ Ольги Сопкиной. Соснин приезжает с творческими вечерами, хористы разучивают его песни, недавно была премьера другого вокального цикла – «Раз, два, три, четыре, пять». История похожая: Сопкина узнала от композитора, что у него в архивах есть произведение, которое ещё никто не исполнял. Только то – детское, в привычном для Соснина жанре. А это – взрослое, сложное и по технике, и по теме. Взялись за него ученицы Сопкиной: вокалистка меццо-сопрано, первокурсница консерватории Есения Филиппова и пианистка, концертмейстер Троицкой ДШИ Александра Горюшина, режиссёр студии «Подмостки» Дина Бикматова вела рассказ и читала стихи.
Первая репетиция состоялась в начале апреля. Приступили к цику год назад. А стихи о Пушкине Константин Добрынин сочинял с 1985 по 1995 год... «Неизвестный мужчина позвонил мне домой, сказал, что он – поэт, и попросил написать на его стихи цикл романсов, посвящённый предстоящему 200-летию Пушкина, – вспоминает Степан Соснин. – Жил он не в Москве, а в Ивантеевке, я хотел с ним связаться, а он встречу всё откладывал... Так мы и не увиделись».
Зато вдохновение ждать себя не заставило. Цикл записали в студии Малого театра, на фортепиано сыграл автор, пел артист «Новой оперы» Дмитрий Трапезников. Запись сохранилась, но «живьём» её так и не исполняли. Вплоть до сегодняшнего дня.
«Отмеривают секунданты на белом саване шаги...» – редкой краски голос, драматическое меццо-сопрано прекрасно подходит к этой трагичной, совсем недетской музыке. «Этот цикл я могу назвать самой важной творческой работой, – говорит Есения Филиппова. – Я многому научилась. Когда дали ноты, я разобрала вокальные строчки, начала петь... И это была очень провальная репетиция! Я вообще не понимала, что мне делать. Мне 20 лет, а это очень зрелое произведение, полного диапазона, очень сложное. В какой-то момент понимаешь, что главное – не просто спеть, дотянуть ноту, а донести суть истории. Мне помогла Дина Рустемовна, её рассказ. Когда идёт нагнетание, а потом она говорит: «У него был хороший день перед дуэлью...»
Александра Горюшина дружит с Филипповой с детства, они вместе учились в ДШИ, пели в «Нотках» и в прославленном дуэте «Алегретто». Пушкинский цикл не похож на детские пьесы Соснина, в нём слышен авторский почерк. «Степан Михайлович хочет, чтобы его музыку не только технично исполняли, но и понимали, – поясняет Саша. – Поэтому детские песни у него милые, понятные, простые и очень нравятся детям. А эта музыка – для нас, взрослых музыкантов, и она понятна нам».
На концерт приехали коллеги Степана Соснина. «Я не устану говорить, что это гений мелодический, – восхищается Елена Яковенко, хормейстер ДШИ города Московский. – Мы сразу узнали его стиль: по нотам, по звучанию фортепиано и голоса». Степан Михайлович с 1996 по 2014 год работал в этой школе концертмейстером и преподавал композицию. Тамара Гурджиян – из ДМШ им. Шостаковича, которая недалеко от дома Соснина, и где училась дочь композитора. Обе школы держат с ним связь, приглашают на отчётники, исполняют его произведения. «Мы поём» – гимн нашего хора!» – говорит Яковенко. «Что поёте?» – «Мы поём!» Песня так называется». «А у нас любимая – «Родина», – добавляет Гурджиян. – Не «Любимая родина», а «Родина»! На «Певческой поляне» в Кускове мы все вместе поём сводными хорами, без аккомпанемента, так она всем полюбилась». «Белеют сады, серебрится прибой, как песня, заря разлилась над тобой», – напевают преподаватели.
«Пушкинская тетрадь» коротка – семь произведений, шесть прозвучали в этот день. Вечер продолжался уже в неформальной обстановке. Блюзмен Виктор Чернов и его внуки разучили романс Соснина «Дымом половодья» на стихи Есенина. А потом сам маэстро сел за рояль и сыграл один из малоизвестных вальсов – «Из дневника девушки». Бард Руслан Хотомлянский услышал мелодию на прошлом концерте и захотел сочинить к ней слова. Будут поводы для новых встреч!
Владимир МИЛОВИДОВ, газета "Городской ритм", 3 июля 2024 г. № 26(998)