ГЛАВНАЯ >> Новости и статьи
19.06.2024 12:35:25

Статья "Ключ фигуры и история архитектуры" в газете "Городской ритм"

Статья "Ключ фигуры и история архитектуры" в газете "Городской ритм"
В конце мая – начале июня в Троицкой детской художественной школе начинается сезон выездных пленэров. Программу однодневных путешествий обсуждают и утверждают на педагогическом совете. В числе критериев отбора – живописность места и его историческая составляющая. В этом году юные художники побывали в усадьбе Абрамцево, Николо-Угрешском и Новодевичьем монастырях, Парке птиц «Воробьи». >>

Самой масштабной стала поездка в Абрамцево. Усадьбу решили посетить вместе с родителями. В итоге набрался большой автобус. Троичане стали участниками почти трёхчасовой экскурсии по главной усадьбе и другим строениям комплекса, заглянули в зал, где Валентин Серов писал свою «Девочку с персиками», познакомились с портретами, созданными во время графической дуэли между Виктором Васнецовым и Ильёй Репиным (художники рисовали друг друга карандашом), увидели камины, сделанные по эскизам Врубеля. На этом экскурсионная программа закончилась, начался пленэр. Кто-то выбрал главное здание усадьбы, другие ребята решили запечатлеть резную баню-теремок или церковь Спаса Нерукотворного, в которой, кстати, венчался Василий Поленов. «Абрамцево – совершенно удивительное место, – подчёркивает завуч Троицкой ДХШ, преподаватель истории искусств Марина Семенова. – Здесь творили известные наши художники: Серов, Врубель, Репин и многие другие. В этом месте мы можем прикоснуться к произведениям искусства, которые изучаем на уроках в художественной школе».

По одному дню выделили на посещение двух монастырей. Николо-Угрешский основан в 1380 году князем Дмитрием Донским на месте явления иконы святителя Николая Чудотворца. На территории монастыря храмы, часовни, соборы и другие строения, созданные в разное время и в разной стилистике. Рассказ экскурсовода, посвящённый в большей степени русской архитектуре и иконописи, дополнили преподаватели Троицкой ДХШ Ирина Радченко и Марина Семенова.

Новодевичий монастырь основан в 1524 году великим князем Василием III в честь возвращения Смоленска в состав Московского княжества. Монастырь освятили во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль в стиле московского барокко сформировался в XVII веке. В монастыре держали под стражей боярыню Морозову, Пётр I заточил сюда царевну Софью, незадолго до смерти перевели в монастырь и Евдокию Фёдоровну Лопухину – первую жену Петра Великого. Во время экскурсии троичане побывали в Амвросиевской церкви и в покоях, принадлежавших царевне Софье – сейчас в этих помещениях музей. «Монастыри – это, прежде всего, знакомство с историей, – убеждена Марина Семенова. – Например, когда мы проходим русскую культуру, обязательно говорим об Иване Великом, Василии III, Иване Грозном. Они заложили основы архитектуры Москвы, которой мы так гордимся сегодня». Храмы – это не только история, но и рисунок, и композиция, и живопись.

«Современные здания нечасто вызывают желание их рисовать, в отличие от древней архитектуры XVI – XVIII веков, – говорит преподаватель живописи Евгения Зайцева. – Мы ею любуемся, она радует красотой, изяществом, и в то же время материальностью, точно проработанными деталями. Работа на пленэре помогает лучше изучить объект: один час рисования архитектурного сооружения заменяет многочасовое визуальное исследование здания. Перед пленэром мы рассказываем, как рисовать архитектуру, пейзажи, объясняем, на какие элементы нужно обращать внимание, знакомим детей с работами великих художников». Птицы и звери, в отличие от древней архитектуры, ждать, пока их изобразят на листе бумаги, не привыкли. Поэтому в Парке птиц «Воробьи» нужны совсем другие навыки. «Парк птиц – одно из самых любимых наших мест, – говорит Зайцева. – Дети знакомятся с анатомией, расцветкой, поведением интересных необычных животных и учатся быстро работать. Есть такое понятие «ключ фигуры». Ты не будешь пересчитывать все перья, но сделаешь поворот головы, передашь характерное движение и изобразишь хвост. Буквально две-три линии. И уже понятно, о чём речь. Быстрые наброски воспитывают умение создавать характер изображения». Как правило, пленэры, в том числе и выездные, занимают несколько часов. Юные художники используют разные материалы: карандаши, линеры, гуашь, акварель, тушь, пастель – всё, что считают нужным. Работа на пленэрах обобщает знания и навыки, полученные за год обучения, и расширяет горизонты – в прямом и переносном смысле.

Наталья МАЙ

Газета "Городской ритм", № 24(996), 19 июня 2024, стр. 5, статья "Ключ фигуры и история архитектуры"





 
Схема проезда
Панель управления