В конце XIX — начале XX самые перспективные выпускники петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества получали возможность после окончания учебы отправиться в пенсионерскую* поездку «для усовершенствования в искусстве» — путешествие по Европе: Франции, Германии, Италии и другим странам. В работах, созданных молодыми художниками за рубежом, мы видим и то новое, что они узнали и успели увидеть в Европе, и усвоенные уроки мастеров Старого Света, и эксперименты в духе новой живописи, и оригинальные творческие решения.
В этот период в Старом Свете классическая традиция живописи сменяется разнообразием модернистских течений — этот переход можно наблюдать и в работах художников, представленных на выставке: Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского, Василия Поленова и Ильи Репина, Бориса Кустодиева и Исаака Бродского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. За границей молодые мастера осваивают приемы художников барбизонской школы, пишут «передвижнические» сюжеты в импрессионистической манере, работают в жанре масштабной картины-панно, создают символистские композиции.
Экскурсоводы рассказали о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Переосмыслив полученный за границей опыт, юные художники положили начало новому витку развития русского искусства. Мы увидели работы участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до живописных экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.
*Пенсионер, с XVIII по начало XX века в Российской империи — выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта.
Сайт музея: https://excellent.rusimp.su/
Выставка «Отличники». Обзор экспозиции на Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=kZABE0CeOog
Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея / Генрих Семирадский: Две фигуры у статуи сфинкса. 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
1840-1870-е — АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Начинается выставка с полотен пенсионеров-академистов — Ивана Айвазовского, Григория Мясоедова, Николая Ге и Генриха Семирадского. Все они были в Европе в конце 1850-х — начале 1870-х годов: в тот период, когда академическая традиция еще господствовала во Франции, Италии и других странах, а новые модернистские направления только начинали зарождаться. Привезенные ими из Европы произведения в это время не выходят за рамки академического канона. Яркими примерами этого на выставке являются работы «Часовня на берегу моря» Айвазовского и «Две фигуры у статуи сфинкса» Семирадского.
Иван Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845. Холст, масло. Музей «Новый Иерусалим», Истра
1870-е. НОВЫЙ ВЗГЛЯД. С середины 1870-х годов академическая традиция в Европе теряет былое влияние и силу: на первый план выходит новое направление — импрессионизм. Именно в этот период в пенсионерские поездки отправляются Илья Репин и Василий Поленов. В отличие от своих предшественников, в Европе они пишут более смелые полотна — полные света и воздуха, со свободным, пастозным мазком. Эта манера письма оказалась заразительной и проявилась в картинах художников вполне академического толка. В дальнейшем именно Поленов и Репин уже в качестве учителей выпустили ярких живописцев рубежа XIX–XX веков.
Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле. 1874. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева / Илья Репин. Окраина Парижа. Монмартр. Этюд. 1874. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Право пенсионерской поездки студент Академии художеств Илья Репин (1844-1930) получит в 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира». С 1873 года мастер путешествует по Европе: посещает Вену, Италию, и, наконец, останавливается в Париже, где напишет свои главные пенсионерские полотна — романтического «Садко» и реалистическое «Парижское кафе». С осени 1873 года Репин живет на Монмартре: в эти годы Монмартр только недавно стал частью Парижа и привлекал внимание артистической среды своей доступностью. Живописец напишет ряд этюдов известного французского района: однако на них представлен совсем не тот богемный Монмартр, о котором мы знаем сегодня. Репин изображает еще не обустроенную городскую окраину с высоким небом и редкими домиками в сдержанном «барбизонском» колорите и довольно свободной манере, выходящей за рамки «академических» правил.
Василий Поленов. Белая лошадка, Нормандия. 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова / Василий Поленов: Старые ворота Вёль. 1874. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. / Старые ворота в Вёле. Нормандия. 1874. Холст, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Василий Поленов (1844-1927) начал получать высшее образование на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. В Академии художеств он был сначала вольнослушателем, затем был переведен в ученики и в 1871 году окончил курс по классу исторической живописи. Также был удостоен пенсионерской поездки за картину «Воскрешение дочери Иаира». За границей Поленов посещает Германию, Италию, Францию. В Париже художник особенно выделял работы испанского художника Мариана Фортуни, и даже его копировал. Летом 1874 года Репин уговорил Поленова поехать на этюды в Нормандию, в местечко Вёль. Именно здесь Поленов пишет картину «Ливень», выдержанную в «барбизонском» серо-серебристом колорите. Поленов создал в Вёле несколько работ с изображением старых ворот, меняя не только ракурс, но и время суток, и даже время года. Такая серийность отвечает импрессионистическому подходу и принципу барбизонской школы.
Эжен Каррьер. Женщина, вынимающая занозу из пальца. 1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Василий Смирнов. Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков. 1889-1890.
Константин Вещилов. Рим, улица Систина. 1906. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Константин Вещилов (1878-1945) в 1898 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, занимался в мастерской Ильи Репина. В 1904 за картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. В 1905–1906 годах как пенсионер Общества поощрения художеств жил в Италии и Франции. В 1905 за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» получил премию А.И. Куинджи, в 1908 — премию Общества поощрения художеств за картину «Степан Разин на Волге». После учёбы за границей увлёкся батальной живописью и стал работать живописцем Морского министерства. Но, между тем, мы знаем и другого Вещилова - превосходного пейзажиста, тонкого лирика, незаурядного мастера колорита. Сочный мазок, звучность цветовых сочетаний отличают многие из его этюдов и законченных станковых ландшафтов.
1890-1910-е. ПОСЛЕ РЕФОРМЫ. Долгое время молодые художники балансировали между ожиданиями преподавателей и собственными желаниями экспериментировать. Ситуация нашла свое разрешение в 1893 году, когда Императорская Академия художеств разделилась на Академию и на Высшее художественное училище (ВХУ) как образовательный институт. ВХУ стало работать по системе отдельных мастерских, которыми руководили профессора-преподаватели. Теперь при обучении на первый план выходит личность преподавателя, а у художников появляется больше свободы в творческом самоопределении. В этот период созданные пенсионерами работы очень разнообразны: Борис Кустодиев и Василий Беляшин копируют произведения старых мастеров, Александр Савинов продолжает развивать неоклассическую традицию, Дмитрий Щербиновский пишет в импрессионистической манере, а Михаил Демьянов переосмысливает творчество Ван Гога.
Елена Киселёва. У себя. 1908. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Елена Киселёва (1878-1974) в 1898 году поступила в Академию художеств и с 1900 года занималась в мастерской Ильи Репина, в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I». В 1907 году Киселёва получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день», став первой, и как покажет история – единственной женщиной-пенсионером в России. В 1908-1910 годах жила в Париже, посещала академию Р.Жюльена; в 1911 году путешествовала по Италии. Из всех ее пенсионерских работ сохранились только две работы «Прекрасная гортензия» и «У себя». В 1909 году автопортрет «У себя» принес ей премию Общества художников имени Куинджи, которую обычно давали за пейзажный жанр.
Исаак Бродский. Портрет Максима Горького. Капри. 1910. Холст, масло. Мемориальный музей А.М. Горького
Уроженец таврической губернии Исаак Бродский (1884-1939) окончил Художественное училище в Одессе, а в 1902 году поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1907 году ему присвоено звание художника за «Портрет жены» и присуждена пенсионерская поездка за границу. В 1909 году посещает Вену, Берлин, Париж. Его работы того времени даже участвовали в парижской Осенней выставке. После поездки работы художника получают высокие оценки и художнику присуждают еще один год пенсионерства. В 1910 году Бродский отправляется в Италию. Здесь на острове Капри он напишет портрет Максима Горького и масштабное полотно «Сказка». Художник вспоминал, как появилось навзание этого полотна: «“Вечная сказка” — так сначала я назвал свою картину, но Максим Горький посоветовал мне изменить это название. — Почему “Вечная сказка”? — спрашивал Алексей Максимович в письме ко мне. — Сказки, они все вечные. Назовите просто: “Сказка”, и это будет всем понятно». Полотно окажется очень удачным — на одной из выставок художнику будет присуждена премия в 2000 рублей, что позволит ему уже на собственные средства еще раз посетить Италию и Капри в 1911 году.
Исаак Бродский. Сказка. 1911. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Иван Мясоедов. Голова старухи. 1911. Бумага, карандаш. Русский музей
Иван Мясоедов (1881-1953), сын художника-передвижника Григория Мясоедова, с 1907 года занимается в Академии художеств в мастерской Ф.Рубо и осваивает технику гравюры под руководством В.Матэ. В 1909 году за полотно «Поход минойцев» получает право пенсионерской поездки в Европу. Посещает Германию, Рим, Капри. Представленный портрет натурщицы Антониэтты интересен тем, что она позировала и другому пенсионеру-академисту Александру Савинову для картины «Старые римские натурщицы».
Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы). 1913. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
Ефим Чепцов (1874–1950) из Курской губернии с детства помогал отцу-иконописцу, а в 1903 году уехал на два года во Флоренцию расписывать русскую православную церковь. С 1905 по 1911 год учился в Императорской Академии художеств у жанриста Владимира Маковского. В 1912 отправился в Париж по специальной путевке, а затем — на Капри, где пробыл около восьми месяцев. В Италии плодотворно работал над жанровыми сценами: сюжеты из повседневной жизни напоминают передвижническую традицию, однако в картинах нет назидательности, лишь живой интерес к происходящему и героям, а яркий колорит и импрессионистическая манера подчеркивают атмосферу южного города. Окончательно вернувшись в Россию в 1914 году, Чепцов жил в Петербурге и часто работал на родине, в селе Медвенке, где продолжал создавать жанровые произведения, держа в голове завет Репина: «Не пишите Италию, пишите Курскую губернию».
Михаил Демьянов. Фламандская женщина. 1913. KGallery / Михаил Демьянов. Сорренто. 1913. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва
Михаил Демьянов (1873–1913) около 10 лет обучался мастерству пейзажа у Исаака Левитана. В 1903 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерскую Александра Киселева, и спустя 7 лет окончил ее с отличием. Конкурсная картинка «Старые годы» не только принесла Демьянову звание художника, но и подарила заветную пенсионерскую поездку, а также премию братьев Ендогуровых как «достойнейшему из пейзажистов». В 1911 году живописец отправился в Париж, затем — в Берлин, Мюнхен, Рим и Венецию, где «осматривал музеи и памятники старины, попутно работая». В картинках Демьянова, созданных за рубежом, отчетливо заметна увлеченность странами, которые он посетил, и художниками, чьи произведения увидел. Так, во «Фламандской женщине» он экспериментирует с образами и линиями Ван Гога, которые подхватил на кисть, путешествуя по Голландии и Фландрии. Вернувшись на Родину, работал преимущественно как пейзажист, разрабатывал тему лирического пейзажа. Использовал методы и достижения импрессионистов, стремился к этюдности и широкому мазку. Использовал мастер и точечные мазки пуантилизма. Художник создает не просто панораму европейских видов - он позволяет нам понять его художественные предпочтения и оценить эксперименты по освоению новых стилей и направлений. К сожалению, Демьянов не успел полноценно применить на практике весь полученный за границей опыт: в 1913 году художник умер.
Михаил Демьянов. Набережная. 1911. Дерево, масло. KGallery, Санкт-Петербург / Михаил Демьянов. На реке у белого моста. Конец XIX — начало XX вв. Холст, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина / Михаил Демьянов. Барки. 1913. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
1910-е. НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ. С началом Первой мировой войны командировки русских художников в Европу были временно приостановлены, а после революции — окончательного отменены. Последними пенсионерами Императорской Академии художеств стали Василий Шухаев и Александр Яковлев. Живописцы вместе работают на Капри, где пишут двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро», а в графических работах часто изображают героев итальянской комедии дель арте. Художники окончательно отходят от академической традиции: каждый пишет в совершенно новой и уникальной манере.
Александр Яковлев. Человек и павиан. 1915. Холст, масло. ГТГ / Александр Яковлев: Венера. Эскиз композиции. - Мужской портрет. Эскиз для композиции «Скрипач». Обе: 1914. Бумага, сангина, карандаш. Русский музей
Картина «Человек и павиан» по большей части аллегорическая, она напоминает иллюстрацию к мифологической истории. Похожую позу главного персонажа с согнутыми коленями Яковлев мог видеть в греческой пластике и в сиамском балете. При этом на лице «Человека…» - маска обезьяны; возможно, это образ индуистского обезьяноподобного бога Ханумана. А, возможно, Яковлев видел эскизы костюмов Льва Бакста к балету «Синий бог» Михаила Фокина.
Василий Шухаев. Обезьяны. 1914. Бумага, сангина. Русский музей / Василий Шухаев. Капри. 1914. Бумага, сангина. - Александр Яковлев. Пальмы. 1915. Бумага на картоне, сангина, растушёвка. Обе: Русский музей
Москвич Василий Шухаев (1887-1973), как и Яковлев занимался на курсе у Д.Кардовского. По окончании академии представил работу «Вакханалия», которая произвела неоднозначное впечатление на совет преподавателей. Ему присудили звание художника, но за границу не командировали. Оплатить двухлетнюю поездку вызвался Кружок поощрения молодых русских художников в Риме. В Италии художник работает над двумя полотнами – картиной из русской жизни «Карусель» и ветхозаветным сюжетом «Сусанна и старцы» (сегодня местонахождение обоих холстов неизвестно). Множество зарисовок животных было сделано Шухаевым в римском зоосаду для еще одного замысла – «Поклонение волхвов», который не был осуществлен. Графические листы Шухаева выполнены преимущественно сангиной, которую художник особенно ценил за возможность создания объемных форм.
За период, охваченной данной выставкой художественная жизнь Европы и России стремительно менялась: появились множество стилей и направлений, художники обращались к злободневным темам и новым героям. Каждый раздел экспозиции «Отличники» демонстрирует, как менялись интерес и предпочтения молодых мастеров. Выставка стала одним из первых крупных исследований, посвященных пенсионерским поездкам 1870 — 1910-х годов, их влиянию на формирование стиля отдельных живописцев и на эволюцию традиций отечественной художественной школы.
Фото работ выставки журнала "Коллекция": https://sammlung.ru/?p=58171